Биология

Аннотация
к программе по Биологии СОО
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения, воспитания и
развития, обучающихся средствами учебного предмета «Биология», определяет обязательное
предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам, рекомендуемую
последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики образовательного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе
по биологии также учитываются требования к планируемым личностным, метапредметным и
предметным результатам обучения в формировании основных видов учебно-познавательной
деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания биологического
образования. В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней Федеральная рабочая
просматривается направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественнонаучного мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологического мышления,
представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной
среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении живых
систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в программе по биологии
уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения
прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медикогенетического консультирования, обоснования экологически целесообразного поведения в
окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности человека на
состояние природных и искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной
направленности учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения
условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая
предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям
динамично развивающегося современного мира. Программа по биологии является ориентиром
для составления рабочих программ, авторы которых могут предложить свой вариант
последовательности изучения и структуры учебного материала, своё видение путей формирования
у обучающихся 10–11 классов предметных знаний, умений и способов учебной деятельности, а
также методических решений задач воспитания и развития средствами учебного предмета
«Биология». Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Он
обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира, расширяет и
обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой организации и
эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы, формирования
функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни, экологического
мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку. Большое значение биология
имеет также для решения воспитательных и развивающих задач среднего общего образования,
социализации обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для формирования
интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков, эстетической культуры,
способствует интеграции биологических знаний с представлениями из других учебных предметов,
в частности, физики, химии и географии. Названные положения о предназначении учебного
предмета «Биология» составили основу для определения подходов к отбору и структурированию
его содержания, представленного в программе по биологии. Отбор содержания учебного предмета
«Биология» на базовом уровне осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в
соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования Федеральная рабочая программа общей культуры, определяющие адекватное
поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и
практической деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы содержания,

которые служат основой для формирования представлений о современной естественно-научной
картине мира и ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации биологического
образования. Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой
природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного
предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система»,
«Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и
присущие им закономерности». Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
– овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем
разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в
отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем. Достижение цели
изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне обеспечивается решением следующих
задач: освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах,
закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений о
естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии и
особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии; формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных
взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации; становление у
обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений объяснять и
оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных
при изучении биологии; формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий; воспитание убеждённости в возможности познания человеком
живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований; осознание ценности биологических знаний для
повышения уровня экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
Федеральная рабочая программа применение приобретённых знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний. В системе
среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне, является обязательным
учебным предметом, входящим в состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».