Политика (регламент) обеспечения доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения объекта и услуг, предоставляемых образовательным учреждением
30.09.2023
I. Общие положения.
1.1. Настоящая политика определяет ключевые
принципы и требования, направленные на защиту прав людей с ограниченными возможностями
здоровья (далее – граждане с ОВЗ) и
маломобильных групп населения (далее –
МГН) при посещении ими здания МАОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска (далее – школа) и получении услуг, предоставляемых образовательным учреждением, предотвращение
дискриминации по признаку инвалидности и соблюдение норм законодательства в
сфере социальной защиты инвалидов сотрудниками школы (далее - сотрудники).
1.2.Политика разработана во исполнение государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов в соответствии с российским законодательством:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными;
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 №527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи».
1.4. Задачи политики:
1.4.1.разработать и реализовать комплекс мер по
обеспечению доступности для граждан с ОВЗ и МГН объекта и услуг,
предоставляемых образовательной организацией, оказывать им необходимую помощь;
1.4.2.ознакомить и разъяснить сотрудникам и
контрагентам образовательной организации основные требования доступности
объекта и услуг, установленные законодательством Российской Федерации, включая
ответственность и санкции, которые могут применяться к образовательной
организации и сотрудникам в связи с несоблюдением указанных требований или
уклонением от их исполнения;
1.4.3.сформировать у сотрудников и
контрагентов единообразное понимание политики школы о необходимости обеспечения
условий доступности для граждан с ОВЗ и МГН объекта и предоставляемых услуг, а
также оказание им при этом помощи;
1.4.4.закрепить в функциональных обязанностях сотрудников
соблюдение принципов и требований настоящей политики, ключевых норм законодательства,
а также меры и конкретные действия по обеспечению условий доступности для граждан
с ОВЗ и МГН объекта и предоставляемых услуг;
1.4.5.формировать у сотрудников по отношению к
инвалидам и инвалидности толерантного сознания, независимо от занимаемой
должности,
1.5.Меры по обеспечению условий доступности
объекта и услуг, предоставляемых образовательной организацией
включают:
а)определение должностных лиц, ответственных за
обеспечение условий доступности для граждан с ОВЗ и МГН объекта и услуг, предоставляемых
образовательной;
б)инструктирование сотрудников по вопросам,
связанным с обеспечением доступности для граждан с ОВЗ и МГН объекта и услуг с
учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений
жизнедеятельности;
в)создание гражданам с ОВЗ и МГН условий
доступности объекта в соответствии с требованиями, установленными
законодательными и иными нормативными правовыми актами;
г)создание гражданам с ОВЗ и МГН условий
доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными
законодательными и иными нормативными правовыми актами;
д)отражение
на официальном сайте школы информации по обеспечению условий доступности граждан
с ОВЗ и МГН объектов организации и предоставляемых услуг с дублированием
информации в формате, доступном для инвалидов по зрению.
II.Основные
понятия и определения, используемые в политике.
2.1. Объект (социальной, инженерной и
транспортной инфраструктуры) - жилое, общественное и производственное здание,
строение и сооружение, включая то, в котором расположены
физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.
2.2. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1
Федерального закона);
2.3. Инвалидность - это эволюционирующее
понятие; инвалидность является результатом взаимодействия между имеющими
нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами (физическими, информационными,
отношенческими), которые мешают их полному и эффективному участию в жизни
общества наравне с другими (Конвенция о правах инвалидов, Преамбула).
2.4. Дискриминация по признаку инвалидности -
любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо
результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или
осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации
прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной,
культурной, гражданской или любой иной области (статья 5 Федерального закона).
III. Основные принципы деятельности школы,
направленные на обеспечение условий доступности для граждан с ОВЗ и МГН объекта
и услуг, предоставляемых образовательной организацией.
3.1.
Деятельность образовательной организации, по
обеспечению условий доступности для граждан с ОВЗ и МГН объекта и
предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи
осуществляется на основе следующих принципов:
а) уважение присущего человеку достоинства,
его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор;
б) предоставление одинаковых прав всем гражданам
(недискриминация);
в) вовлечение и включение в общество;
г) уважение особенностей инвалидов и принятие их
в качестве части человечества и компонента людского многообразия;
д) равенство возможностей;
е) доступность;
ж) равенство мужчин и женщин;
з) уважение развивающихся способностей
детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою
индивидуальность.
IV. Область
применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие.
4.1. Настоящая политика распространяется на сотрудников
образовательной организации, контрагентов, а также на иные лица, в тех случаях,
когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их
внутренних документах, либо прямо вытекают из Федерального закона.
4.2. Сотрудники
образовательной организации в своей деятельности при выполнении функциональных
обязанностей должны руководствоваться настоящей политикой и соблюдать ее
принципы и требования.
V. Структура
управления деятельностью образовательной организации, направленной на
обеспечение условий доступности для граждан с ОВЗ и МГН объекта и услуг, предоставляемых школой, а также
оказание им при этом необходимой помощи.
Эффективное управление деятельностью образовательной
организации, направленной на обеспечение условий доступности для граждан в ОВЗ
и МГН объекта услуг, предоставляемых школой, а также оказание им при этом
необходимой помощи достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия
директора, заместителя директора, сотрудников.
5.1.
Директор определяет ключевые направления политики,
утверждает политику, рассматривает и утверждает необходимые изменения и
дополнения, организует общий контроль за ее эффективной реализацией.
5.2.
Заместитель директора отвечает за
практическое применение всех мер, направленных на обеспечение принципов и
требований политики, обеспечивает ее реализацию политики в образовательной организации.
5.3. Сотрудники осуществляют меры по реализации
политики в соответствии с должностными инструкциями.
5.4. Основные положения политики образовательной
организации доводятся до сведения сотрудников и используются при инструктаже
персонала по вопросам организации доступности объекта и услуг, а также оказания
при этом помощи гражданам с ОВЗ и МГН.
VI. Условия
доступности объекта в соответствии с установленными требованиями.
6.1.
Возможность
беспрепятственного входа в объект и выхода из него;
6.2.
Возможность самостоятельного передвижения
по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, при
необходимости, с помощью сотрудников образовательной организации;
6.3.
Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие
нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;
6.4.
Содействие инвалиду при входе в объект и
выходе из него;
6.5.
Надлежащее размещение носителей
информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к
объекту и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6.6.
Обеспечение допуска на объект
собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное
обучение, выданного по установленным форме и порядке[1].
VII. Условия
доступности услуг в соответствии с установленными требованиями.
7.1.
Оказание сотрудниками образовательной организации
гражданам с ОВЗ и МГН помощи, необходимой для:
· получения
в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуг;
· оформления
необходимых для получения услуг документов;
· совершения
других необходимых для получения услуг действий.
7.2.
Предоставление инвалидам по слуху, при
необходимости, услуг с использованием русского жестового языка, включая
обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
7.3.
Оказание сотрудниками иной необходимой
помощи гражданам с ОВЗ и МГН в преодолении барьеров, мешающих получению ими
услуг наравне с другими лицами.
VIII. Дополнительные условия доступности услуг.
8.1.
Предоставление гражданам с ОВЗ и МГН бесплатно
в доступной форме информации об их правах и обязанностях, видах услуг, и
условиях доступности их предоставления;
8.2.
Сопровождение
получателя услуги при передвижении по территории и здании школы, а также при
пользовании услугами, предоставляемыми образовательной организацией.
IX. Ответственность
сотрудников за несоблюдение требований политики.
9.1. Директор, его заместитель, и сотрудники образовательной
организации независимо от занимаемой должности, несут ответственность за
соблюдение принципов и требований политики, а также за действия (бездействие)
подчиненных им лиц, нарушающие эти принципы и требования.
9.2.К
мерам ответственности за уклонение от исполнения требований к созданию условий
для беспрепятственного доступа граждан с ОВЗ и МГН к объекту и услугам,
предоставляемым образовательной организации, относятся меры дисциплинарной и
административной ответственности, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
При выявлении недостаточно эффективных
положений политики, либо при изменении требований законодательства Российской
Федерации, директор школы обеспечивает
разработку и реализацию комплекса мер по актуализации настоящей политики.