Физика

Аннотация
к программе по Физике СОО
Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего образования разработана на
основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы. Содержание
программы по физике направлено на формирование естественнонаучной картины мира
обучающихся 10–11 классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системнодеятельностного подхода. Программа по физике соответствует требованиям ФГОС СОО к
планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также
учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с естественнонаучными
учебными предметами. В ней определяются основные цели изучения физики на уровне среднего
общего образования, планируемые результаты освоения курса физики: личностные,
метапредметные, предметные (на базовом уровне). Программа по физике включает: планируемые
результаты освоения курса физики на базовом уровне, в том числе предметные результаты по
годам обучения; содержание учебного предмета «Физика» по годам обучения. Программа по
физике может быть использована учителями как основа для составления своих рабочих программ.
При разработке рабочей программы Федеральная рабочая программа в тематическом
планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные
программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
реализующими дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий,
содержание которых соответствует законодательству об образовании. Программа по физике не
сковывает творческую инициативу учителей и предоставляет возможность для реализации
различных методических подходов к организации обучения физике при условии сохранения
обязательной части содержания курса. Физика как наука о наиболее общих законах природы,
выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об
окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных
учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых
химией, биологией, физической географией и астрономией. Использование и активное
применение физических знаний определяет характер и развитие разнообразных технологий в
сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с заданными
свойствами и других. Изучение физики вносит основной вклад в формирование естественнонаучной картины мира обучающихся, в формирование умений применять научный метод познания
при выполнении ими учебных исследований. В основу курса физики для уровня среднего общего
образования положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения. Идея
целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым, он содержит материал из
всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики. Идея
генерализации. В соответствии с ней материал курса физики объединён вокруг физических теорий.
Ведущим в курсе является формирование представлений о структурных уровнях материи, веществе
и поле. Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного
потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, а также
с мировоззренческими, нравственными и экологическими проблемами. Идея прикладной
направленности. Курс физики предполагает знакомство с широким кругом технических и
технологических приложений изученных теорий и законов. Идея экологизации реализуется
посредством введения элементов содержания, посвящённых экологическим проблемам

современности, которые связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения проблем
рационального природопользования и экологической безопасности. Стержневыми элементами
курса физики на уровне среднего общего образования являются физические теории
(формирование представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных
законов и принципов в современных представлениях о природе, границах применимости теорий,
для описания естественно-научных явлений и процессов). Системно-деятельностный подход в
курсе физики реализуется прежде всего за счёт организации экспериментальной деятельности
обучающихся. Для базового уровня курса физики – это использование системы фронтальных
кратковременных экспериментов и лабораторных работ, которые в программе по физике
объединены в общий список ученических практических работ. Выделение в указанном перечне
лабораторных работ, проводимых для контроля и оценки, осуществляется участниками
образовательного процесса исходя из особенностей планирования и оснащения кабинета физики.
При этом обеспечивается овладение обучающимися умениями проводить косвенные измерения,
исследования зависимостей физических величин и постановку опытов по проверке предложенных
гипотез. Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач. При этом для
расчётных задач приоритетом являются задачи с явно заданной физической моделью,
позволяющие применять изученные законы и закономерности как из одного раздела курса, так и
интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на
объяснение протекания физических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора
физической модели для ситуации практико-ориентированного характера. В соответствии с
требованиями ФГОС СОО к материально-техническому обеспечению учебного процесса базовый
уровень курса физики на уровне среднего общего образования должен изучаться в условиях
предметного кабинета физики или в условиях интегрированного кабинета предметов естественнонаучного цикла. В кабинете физики должно быть необходимое лабораторное оборудование для
выполнения указанных в программе по физике ученических практических работ и
демонстрационное оборудование. Демонстрационное оборудование формируется в соответствии
с принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных в программе
по физике ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и процессов,
эмпирических и фундаментальных законов, их технических применений. Лабораторное
оборудование для ученических практических работ формируется в виде тематических комплектов
и обеспечивается в расчёте одного комплекта на двух обучающихся. Тематические комплекты
лабораторного оборудования должны быть построены на комплексном использовании аналоговых
и цифровых приборов, а также компьютерных измерительных систем в виде цифровых
лабораторий. Основными целями изучения физики в общем образовании являются: формирование
интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей; Федеральная рабочая программа развитие
представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к
окружающим явлениям; формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики; формирование умений объяснять явления
с использованием физических знаний и научных доказательств; формирование представлений о
роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий. Достижение этих целей
обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения курса физики на уровне среднего
общего образования: приобретение системы знаний об общих физических закономерностях,
законах, теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику и
элементы астрофизики; формирование умений применять теоретические знания для объяснения
физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью, задач,
подразумевающих самостоятельное создание физической модели, адекватной условиям задачи;
понимание физических основ и принципов действия технических устройств и технологических
процессов, их влияния на окружающую среду; овладение методами самостоятельного

планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации,
определения достоверности полученного результата; создание условий для развития умений
проектно-исследовательской, творческой деятельности. На изучение физики (базовый уровень) на
уровне среднего общего образования отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Предлагаемый в программе по физике перечень
лабораторных и практических работ является рекомендованным, учитель делает выбор
проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Любая рабочая программа должна полностью включать в себя содержание данной программы по
физике. В отдельных случаях курс физики базового уровня может изучаться в объёме 204 часа за
два года обучения (3 ч в неделю в 10 и 11 классах). В этом случае увеличивается не менее чем до
20 ч резервное время, которое используется учителем для изучения вопросов, тесно связанных с
выбранным профилем обучения, и увеличивается учебная нагрузка, отводимая на изучение
механики, молекулярной физики и электродинамики, за счёт расширения числа лабораторных
работ исследовательского характера и уроков решения качественных и расчётных задач.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».