Русский язык

Аннотация
к рабочей программе по Русскому языку 10-11 класс
Рабочая программа по русскому языку на уровне среднего общего образования разработана с
целью оказания методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в российском образовании и
активные методики обучения. Программа по русскому языку позволит учителю: – реализовать в
процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС СОО; –
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка по
годам обучения в соответствии со ФГОС СОО; – разработать календарно-тематическое
планирование с учётом особенностей конкретного класса. Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык
русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык
является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации. Изучение русского языка способствует
усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку,
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира, развитию
эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей. Русский язык,
обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в образовательной организации
не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в
сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком
оказывает непосредственное воздействие на качество освоения других учебных предметов, на
процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и
самоконтроля. Свободное владение русским языком является основой социализации личности,
способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной
и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства. Программа по
русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне
общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы
соответствующие умения и навыки, направлена в большей степени на совершенствование умений
эффективно пользоваться русским языком в разных условиях общения, повышение речевой
культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие
коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка. Системообразующей
доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное
овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на
развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной,
официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на
формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и
практической деятельности. Важнейшей составляющей изучения русского языка на уровне
среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на
формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся –
способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов
разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие) для их понимания, сжатия,
трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности. В соответствии с
принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования
основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и
основном общем уровнях образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как
системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов

(гипертексты, графика, инфографика и другие). В содержании программы по русскому языку
выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи». Изучение русского языка на базовом уровне
обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения
в системе среднего профессионального и высшего образования. Изучение русского языка
направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской
гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений
о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка
и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку; овладение
русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных
взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,
необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации; совершенствование устной и письменной речевой культуры на
основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики,
формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга
используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах
общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; развитие
функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста
с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие
умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие);
совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать
полученную информацию в практической деятельности; обобщение знаний о языке как системе,
об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах
русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней,
умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте; обеспечение поддержки русского языка как
государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной
лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных
аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях. В соответствии
с ФГОС СОО предмет «Русский язык» является обязательным для изучения на данном уровне
образования. Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка, – 136 часов: в 10
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часа (2 часа в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».