Музыка

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Федеральная
рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Музыка»
(предметная область «Искусство») (далее соответственно – программа по музыке, музыка) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
музыке.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения музыки, место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание
обучения
раскрывает содержательные
линии,
которые
предлагаются для изучения на уровне начального общего образования. Содержание обучения
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и
регулятивных),
которые
возможно формировать средствами музыки с учётом возрастных
особенностей обучающихся на уровне начального общего образования.
Планируемые
результаты
освоения
программы
по
музыке
включают личностные,
метапредметные и предметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего
образования. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения музыки, сгруппированы по учебным
модулям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в
создании рабочей программы по учебному предмету.
Программа по музыке позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
ФГОС НОО; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание
учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО, а также на основе
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания;
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона,
образовательной организации, класса.
Музыка
является
неотъемлемой
частью
культурного
наследия,
универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности
обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного
мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей
музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии
проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы
по
музыке
представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая,
современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз,
эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства
является практическое музицирование – пение, игра на доступных
музыкальных инструментах,
различные
формы
музыкального движения. В ходе активной музыкальной
деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание
основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа
по
музыке
предусматривает
знакомство
обучающихся с
некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по
музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и
чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
является
уникальным
психологическим
механизмом для формирования мировоззрения
обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы
по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как
доступность, высокий
художественный
уровень,
соответствие
системе
традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального
интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения
музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и
методов,
внутренне
присущих
самому искусству – от традиционных фольклорных игр и
театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых
особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной
культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является
личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств,
образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание,
самовыражение
через
творчество,
духовно-нравственное
становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства
как
универсального языка общения,
художественного
отражения
многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
формирование эмоционально-ценностной
отзывчивости
на прекрасное в
жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;
формирование
культуры
осознанного
восприятия
музыкальных
образов, приобщение к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт
эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными
универсальными
учебными
действиями,
развитие
ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение
предметными
умениями
и
навыками
в
различных
видах практического
музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на
музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование),
исследовательские и творческие проекты;
изучение
закономерностей
музыкального
искусства:
интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;
воспитание
уважения
к культурному наследию России,
присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение
кругозора,
воспитание
любознательности,
интереса к
музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной
культуре других стран, культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и
допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных
тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»; модуль № 2 «Классическая музыка»; модуль № 3 «Музыка в
жизни человека»;
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»; модуль № 5 «Духовная музыка»; модуль № 6 «Музыка театра
кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная культура»; модуль № 8 «Музыкальная грамота».
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает
перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная
компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности
за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы
над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на
изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов,
предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной
организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки - 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час
в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».