ОДНКР

Аннотация
к программе по ОДНКР
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с
учетом федеральной рабочей программы воспитания. В программе по ОДНКНР соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на
уровне основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит
культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР – духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В процессе изучения курса ОДНКНР
обучающиеся получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественнонаучных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях
развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского
общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России. Курс
ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия
требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса ОДНКНР
обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и
духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её специфические инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития
народов России. Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Федеральная рабочая программа | ОДНКНР. 5–6 классы 4 Материал курса ОДНКНР представлен
через
актуализацию
макроуровня
(Россия
в
целом
как
многонациональное,
поликонфессиональное государство с едиными для всех законами, общероссийскими духовнонравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной
истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в
преподавании ОДНКНР означает важность культурологического, а не конфессионального подхода,
отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его
смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных
подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и
религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся,
содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования
гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в
процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента
в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется через поиск
объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии. Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются: формирование

общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого
культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных культур; создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; формирование и
сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и
вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений; Федеральная рабочая программа | ОДНКНР. 5–6 классы 5 идентификация
собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития Российской Федерации. Цели курса ОДНКНР определяют следующие
задачи: овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о
нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной
культуры современного общества; развитие представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного
взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной
идентичности; формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки; обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; воспитание
уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию
народов Российской Федерации; содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности. Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя: расширению и систематизации знаний
и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего
мира, литературного чтения и других предметов начального общего образования; углублению
представлений о светской этике, религиозной культуре народов Российской Федерации, их роли в
развитии современного общества; формированию основ морали и нравственности, воплощённых
в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством; Федеральная рабочая программа | ОДНКНР. 5–6 классы 6 воспитанию патриотизма,
уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов
Российской Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие
взаимному обогащению культур; пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов; осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими; раскрытию природы духовно-нравственных ценностей
российского общества, объединяющих светскость и духовность; формированию ответственного
отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных
ориентаций, способствующих развитию общества в целом; получению научных представлений о

культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности
их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре
Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и
событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в
социальных и культурно-исторических процессах; развитию информационной культуры
обучающихся, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. Общее число часов,
рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6
классе – 34 часа (1 час в неделю)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».